В фильме Ананасовый экспресс: Сижу, курю Дейл Дентон, лентяй и любитель покурить, посещает своего такого же ленивого друга Сола Сильвера только затем, чтобы купить немного травки. Но, однажды, он случайно становится свидетелем убийства и, прихватив своего дружка, пытается свалить из города, спасаясь от продажного полицейского и мафиозного боса. А те вовсе не шутят и решили найти способ как можно быстрее прибить обоих приятелей.
Режиссер Дэвид Гордон Грин успешно совмещает в себе обдолбавшегося Майкла Бэя и Ричарда Доннера. Представить себе такую комбинацию на трезвый рассудок нелегко, так что понапрасну не ломайте мозги. Разумеется, камера ведет себя не так изысканно, а всё остальное как у взрослых — пули свистят, кровь льется, люди совершенно нешуточно умирают, а два главных героя познают значение самой настоящей мужской дружбы, какая только может быть между поставщиком и потребителем травки.
Компания Апатова опять не подвела и сняла простое и смешное кино, развлекающее и ничему особо не учащее, кроме, разве что, того, что от курения травы соображаешь несколько медленнее, чем обычно. Да и это тут не главное — все-таки смотреть кино, где постоянно курят, можно и без наличия личного опыта в этой области, смешно-то все равно. К сожалению, перевод, сделанный для русского проката, по цензурным или каким-то еще ханжеским или непрофессиональным соображениям, оставляет желать лучшего, и о многом приходится догадываться самому. Если же не быть скучным гражданином, вслух размышляющим о вреде легких наркотиков, то удовольствие от просмотра гарантировано. Комедия, прежде всего, должна быть смешной. Эта — смешная.
Режиссер Грин, сторонний для всей апатовской команды, но тоже чрезвычайно талантливый человек, никогда ранее не дирижировавший экшеном, подходит к этому новому для себя занятию весьма изобретательно. Каждую драку, каждую перестрелку он ставит с предельной комической неуклюжестью — но снимает при этом будто бы совершенно серьёзно. Получается удивительный эффект — имеющиеся в фильме сцены выглядят весьма кретинским образом, но при этом чётко выполняют свою жанровую функцию. Такая ловко исполненная подмена понятий чрезвычайно бодрит — и в комплекте с по большей части феерическими диалогами и общим расслабленным ретро-настроем «Экспресса» это даёт чувство глубокого удовлетворения от похода в кино.
Фильм удивительно долго «раскуривается», но в дальнейшем «вставляет» очень не по-детски, да и «держит на позитиве» практически до самого финала. Удовольствие не для каждого, конечно. Впрочем, в конкретной данной ситуации, попробовать действительно стоит. В худшем случае — зритель просто недоуменно разведет руками, не найдя в картине ни себя, ни персонажей, которым сможет сопереживать. В лучшем же — гарантировано достаточно приподнятое настроение, уместно напоминающее о том, что хорошее кино порой дурманит не хуже запрещенных препаратов.
На выходе мы получаем фирменный «пирожок» с фабрики Джадда Апатова, простой снаружи, но с сочной начинкой внутри (хотя, конечно, «В пролете» и «SuperПерцы» были во сто крат вкуснее).
Чтобы придумать такой сценарий, скорее всего, надо было испробовать все на себе. А чтобы посмотреть этот фильм можно, конечно, ничего не употреблять. Можно прийти и расслабиться, хотя по непрекращающемуся смеху в зале это условие ставится под сомнение.
«Экспресс» подходит к теме легких наркотиков ласково даже по либеральным голливудским меркам — забивают в кадре практически безостановочно, а в какой-то момент, например, положительные герои толкают детишкам пакет прямо на школьном дворе. Но это ни в коем случае не очередной «Гарольд и Кумар» — скорее уж «Настоящая любовь». Или даже ранний Спилберг — куда-то туда отсылают и название, и костюмы, и титры в духе 70-х, и необязательный, но чудесный черно-белый пролог, в котором правительство проводит испытания марихуаны в подземном бункере.
В итоге зритель в зале должен испытывать двоякие чувства. С одной стороны неплохо было бы дунуть, глядишь, шутки покажутся смешнее, а действо — быстрее, как в том анекдоте про наркумана, которого поставили охранять вольер с черепахами, а они как ломанутся. С другой, поскольку эра всеобщего братства и легалайза ещё не наступила, при просмотре возникает стойкое чувство трезвенника на корпоративной пьянке — все вокруг бухие и весёлые, но смысла и причины этого веселья тебе уже не понять, а от пьяных рож хочется банально побыстрее смыться.
Труд режиссера пронизала удивительная приятная расслабленность, мешающая воспринимать всякие проявления боевика в "Ананасовом" сколько-нибудь серьезно. Главная комедийная сцена фильма — сцена гонки, потому что какой боевик и без гонки — и та невероятно хороша в многом лишь благодаря воткнутой в лобовое стекло ноге талантливого актера Франко. Вообще, Франко идет первым пунктом в списке причин, почему "Ананасовый" смотреть все же стоит. И дело не только в его ногах. Одно время "того парня" из "Человека-паука" грешным делом называли новым Леджером, в основном за внешнее сходство. Кто бы думал, что именно в "Ананасовом" окончательно выяснится, что он еще и актер.
«Ананасовый экспресс» довольно удачно несется на стыке двух жанров: смешного кино про шмаль и боевика про погоню. Первая тема раскрыта тут с потрясающей дотошностью и энтузиазмом. Просветительский запал тут так силен, что на марш-бросок дыхания у режиссера немножко не хватает. Собственно погоня тут притормаживает — подстраивается под расслабленный ритм героев и просто отрубается, прежде чем взорваться получасовым расстрельным экшеном в зеленом аду гидропоники.
Лишь в одном отношении замысел «Ананасового экспресса» представляется продуктивным, на что, впрочем, нет и намёка в «пафосном» рекламном слогане: «Забей это в свой «косяк» и выкури». На уровне подтекста, а в бравурном финале – уже явно просматривается мысль, которую проще всего выразить, переиначив русскую поговорку примерно так: торчкам всегда везёт. Хотя всё же требуется уточнение, что причина исключительно счастливого (как бы походя) разрешения всех проблем – не в наркотиках как таковых, но в том состоянии, в каком пребывают приятели-оболтусы, беспечно и жизнерадостно сидящие и курящие. Правда, над тем, что подобных результатов можно добиться, не прибегая к разрушающим мозг средствам, авторы как-то не задумываются.