В 90-х главный голливудский финн Ренни Харлин снимал сиквел «Крепкого орешка» и в одиночку топил целые студии. А сейчас ему доверяет разве что федерация рестлинга, которая дала денег на этот упрямо восьмидесятнический боевик и командировала на съемки своего чемпиона — Джона Сину. Сина, конечно, не Брюс Уиллис, но дело свое знает. В остальном же все как встарь — хитроумный злодей-иностранец, неустанно меняющий сим-карты и явки, гонки на пожарных машинах, взрывные устройства, зловредные фэбээровцы. И пускай федерацию рестлинга Харлин, скорее всего, не потопит — слишком невелик бюджет, — но уподобить своего героя урагану у него, в общем-то, получается.
«12 раундов», предназначенные, прежде всего, для публики, не признающей новых цифровых героев и истосковавшейся по живому мордобою и настоящим взрывам. «12 раундов» – это плотно подогнанные друг к другу куски «Крепкого орешка», «Скорости» и прочего наследия пятнадцатилетней давности, в любви к которому признаваться сегодня, конечно, немножко стыдно. Проблема же здесь, в сущности, всего одна – исполнитель главной роли. Броситься с головой в беззаботную атмосферу боевиков 90-х не удается даже не из-за штампованного сюжета, а именно из-за явно непреднамеренной выхолощенности персонажей. Впрочем, в этом, наверно, и заключается пресловутый дух времени, в котором бывшие рестлеры становятся актерами, а бывшие актеры за роли рестлеров номинируются на «Оскар»
«12 раундов», явно навеянные третьим «Крепким орешком», – обычное киномельтешение с глуповатыми диалогами, изрядным количеством трюков, в большинстве случаев излишних, и удручающе радостно-поросячьим финалом, причем финал Харлин на сей раз умудрился сделать каким-то особенно пошлым. Мрачно-кровавый опыт «Охотников за разумом» и четвертого/нулевого «Экзорциста» прошел, кажется, совершенно бесследно: Ренни Лаури Мауриц Харьола (а именно таково настоящее имя Ренни Харлина) вновь штампует ординарные боевики с комически выглядящими героями.
Если в 90-е финского гастарбайтера Ренни Харлина ругали за безвкусицу и китч (пуристы находили повод скривиться даже на второй «Крепкий орешек»), сейчас его любовь к пулеметному монтажу, кустистым взрывам и прыжкам камерой в стратосферу вызывает почти ностальгические чувства. «12 раундов» смотрится как высококачественный дайджест всего, что Харлин раньше снимал, плюс всего, что мог снять, но не снял 15 лет назад по причине большой занятности — это одновременно и «Скорость», и все три «Орешка» в одном; вместо того чтоб маскировать жанровые клише под сюжет, неистовый финн колотит в них, как в боевой барабан, устраивает фейерверки на ровном месте, крушит бытовую технику, как осатаневший гоголевский казак, в последнем бою восклицающий: «Есть еще порох в пороховницах».
В этот раз, однако, Харлину достались слишком уж сильные противники, победить которых не удалось даже мегаваттной энергичности финна. В первую очередь это, конечно, сценарий, сочиненный неким Дэниелом Канукой — автор в нём настолько бессовестно заимствует всё отовсюду, что становится даже слегка неловко за него. Основной пострадавший — это фильм «Скорость», из которого заимствуются не только целые сцены и повороты сюжета, но даже прическа героя и манера бегать туда-сюда в серой рубашке поверх белой футболки. Сверху это лакируется толстым слоем третьего «Крепкого орешка». Ну, и дальше по мелочи отовсюду. Но даже в качестве этакой выжимки всего самого крутого, что было в жанре боевика за последние полтора-два десятилетия, «12 раундов» толком не работает.
Своей новой работой Ренни Харлин, похоже, решил окончательно закрепить за собой статус творца, начавшего за здравие и кончившего за упокой. «12 раундов» - своего рода фирменный коктейль из всего, что финн когда-то создал или собирался создать. С одной стороны здесь вроде бы использован правильный жанровый инструментарий - то рваные, то панорамные, то имитирующие объектив фотокамеры (или оптический прицел) съемки, точное последовательное расположение событий на временной оси (полчаса пролога, час динамичных погонь и перестрелок, десять минут героического финала), внятный в целом сюжет, хоть и представляющий собой забавное попурри из «Скорости», третьего «Крепкого Орешка» и, в меньшей степени, совсем недавних «Охотников за разумом». Однако, вся эта беготня главного героя от пожарной машины к автобусу, от автобуса к трамваю, с трамвая на вертолет, сопровождаемая огромным количеством телефонных переговоров и простеньких жестоких загадок, уже к середине повествования безумно утомляет.
Главные проблемы этой картины заключаются даже не в простом как 5 копеек сюжете и интриге, или в предсказуемости развития событий, видали и попроще, что уж там. Основное, что делает фильм заурядным и скучным — это актеры. Джон Сина, может быть, и неплохой рестлер, одних наград вон сколько, но артист из него совсем никудышный, ни эмоций, ни какого-либо внятного выражения на его лице разглядеть так и не удалось, все пресно, каменно и железобетонно. Поэтому в сухом остатке — второсортный прямолинейный боевик с кучей плагиата и заимствований из образцов схожей тематики и содержания. Но сумма этих слагаемых не дает результата, особенно когда в основе лежит слабенький сценарий — для насыщенного неожиданными поворотами и яркими характерами кино, и недостаточный бюджет — для зрелищного.