В фильме Заложница дочь бывшего шпиона на свой день рождения отправляется с подругой в Париж. Во время разговора по мобильному телефону с отцом на дом, где они отдыхают, внезапно нападают работорговцы и похищают девушек. Бывший шпион вместо выкупа обещает продемонстрировать на похитителях все навыки, которым он обучился за долгую карьеру, если те не отпустят дочь. Работорговцы не принимают столь щедрое предложение и, как оказалось, очень зря...
Режиссер Пьер Морель осложнил жизнь очень многим людям, взяв, да и сделав идеальный экшен-фильм, причем не силой франчайза или спецэффекта, а только природной одаренностью и пониманием нужд зрителя. Коллеги по цеху будут вне себя от ярости, но то коллеги по цеху. Мы же, зрители, рукоплещем стоя.
Самое удивительное, что "Заложница" — французский фильм, придуманный и продюсированный Люком Бессоном, европейским кинофабрикантом, играющим по голливудским правилам и продолжающим двигать в люди свою главную находку — Пьера Мореля, отличного оператора и режиссера-самородка, снявшего для него "13-й район". Только представьте, в какую предсказуемую скуку вылилась бы история с американскими заложниками, возьмись за нее по другую сторону Атлантики какая-нибудь большая студия с раздутым штатом и продуманным маркетингом. Здесь же каждые три минуты экран украшает какое-нибудь беспардонное, виртуозное насилие, хруст шейных позвонков, визг тормозов, грохот выстрелов и радостное отсутствие политкорректности. И все, заметьте, упаковано в какие-то полтора часа — старый добрый семидесятнический формат, уважающий терпение зрителей.
В своём стремлении к предельной лаконичности создатели «Заложницы» разбираются с делом даже быстрее традиционных полутора часов – подход довольно-таки приятный. Потому что, ну правда – чего тут рассусоливать? Догнал одного, прихлопнул второго, воткнул два гвоздя в ногу третьему – и уже полдела. Работает это так, что просто загляденье – причём Нисон в одиночку вытаскивает на себе и все недочёты фильма, вроде адской трясучки камеры в динамичных сценах или некоторой общей наивности взгляда на мир, присущей сценаристам. Он сам как стальной хребет всего фильма – вот правда, поставь на его место кого-то другого, и была бы довольно обычная проходная стрелялка. А так – небольшой, но всё-таки монолит.
Герой, угрюмо пыхтя, избивает подростка, пытает какого-то албанца током, ни разу не забывает сделать контрольный выстрел, а однажды в профилактических целях простреливает руку совершенно невинной женщине — при этом тяжелого осадка, как в какой-нибудь «Жажде смерти», здесь нет и в помине, уж больно все вокруг игрушечное: и арабы-перверты, и идиоты албанцы (трогательно не способные отличить американца от француза), и героиновая ломка, и Эйфелева башня. Смотреть — одно удовольствие; что еще можно испытывать, когда у плохого человека в ногах гвозди, а хороший подсоединяет их к розетке?
продюсера Люка Бессона есть определенный набор навыков — по созданию маленьких жанровых шедевров из всякого хлама, вот, например, из сюжета с условным названием «Коммандо». Убрано все лишнее: дурные диалоги, опереточные злодеи, дуболомная героика, мораль, пафос — да вообще почти все! Оставлен только очень сердитый, хорошо обученный подтянутый мужчина, который без лишних слов и пауз, практически голыми руками выносит за фильм с полсотни хмурых брюнетов в кожаных куртках. Удивительно, отчего он у них до сих пор не президент.
Потеря полутора часов драгоценного времени на знакомство со свежим галльским блокбастером вряд ли принесет серьезное разочарование, более того - в премьерной сетке конца сентября «Заложницу» можно смело причислить к тем фильмам, которые с определенной долей вероятности захочется увидеть снова.
Не особенно требовательным зрителям, коим я очень завидую, кино должно понравиться. И даже очень. Некоторые даже скажут, что это лучший боевик за последний год (три, пять, сто). Более требовательные зрители будут отпускать гнусные шутки по поводу того, как старикан-спецслужбист вывел в Париже из строя всю албанскую мафию и похотливых арабов, но, безусловно, отдадут должное отличной игре Нисона, который, в общем-то, вытянул этот фильм. Без Нисона это была бы штамповка-пустышка, а он поднимает эту картину на качественно иной уровень.
Новый проект Бессона — это еще один гвоздь в Никиту и еще одна лавровая веточка на пьедестале Леона. Последний, как известно, был немного не в себе. Что наводит на грустные мысли о судьбе одного безусловно выдающегося режиссёра французского происхождения. Впрочем, если отвлечься от сюжета, плюнуть на драматургию, забыть о правдоподобности — перед нами отличный репортаж с соревнований по пулевой стрельбе. Драматичный, напряженный, жаль только, результат предрешен. Впрочем, как всегда, у Бессона.