Мультфильм Рыбка Поньо на утёсе расскажет историю дочери морской богини, которая покидает свой дом в море, чтобы узнать больше о людях. Однако, случайно рыбка Поньо оказывается выброшенной на берег, где ее находит пятилетний мальчик. Они быстро становятся друзьями и теперь Поньо мечтает превратиться в человека.
«Рыбка Поньо» — абсолютно детсадовский мультик, реальность, о которой мечтаешь лет до семи, а потом перестаешь, потому что в телевизоре такого не показывают. Такой безоглядной инфантильности Миядзаки не позволял себе со времен «Тоторо», и это первый фильм Миядзаки, который он сочинил в одиночку. Кроме того, Миядзаки запретил аниматорам пользоваться компьютером и попросил их просто рисовать побольше мелочей.
Миядзаки, при своей репутации главного современного сказочника, всегда был ближе к неореалистам, чем к братьям Гримм, и «Поньо» — это как если бы диснеевскую «Русалочку» решил переснять, например, Де Сика. Тут нет обязательного для сказки злодея (единственный потенциальный антагонист в конечном счете оказывается человеком вполне приличным, пусть и со странностями), волшебные обстоятельства даны как что-то само собой разумеющееся, не требующее дополнительных объяснений и не вызывающее удивления, граница между сказочным миром и реальным, с его шоссе, богадельнями и бытовым мусором, так же несущественна, как разница между воздухом и водой, под которой, не рискуя захлебнуться, спокойно разгуливают более-менее все, кому это действительно надо.
«Рыбка Поньо» способна зажечь в каждом человеке тот хрустальный сосуд детства, который мы, взрослые, очень часто прячем в чулане нашего «Я». А ведь секрет «Рыбки Поньо» так же прост и наивен, как и всё, что связано с ребячеством: это самая настоящая детская сказка, без малейшего реверанса в сторону старшей аудитории. Беззлобная, искренняя, простая, поучительная и рассказанная безумно талантливым сказочником. Сказка, которую хочется слушать снова и снова.
Для детей «Поньо» не развлечение, не отдых и не полезное для развития зрелище, а нечто гораздо большее. Сказка. Настоящая. Волшебная. А что же нецелевая аудитория, те, кто пешком под стол уже не влезут? Да, сказочник намеренно оставил их за бортом. Да, он не положил в это угощение почти ничего из того, что так привлекало взрослых в других работах мастера. Да, вы практически не найдете в фильме ни мудрых мыслей, ни вечных вопросов, ни ослепляющей глубины. Ничего этого вы не получите. Но, если вам повезет, вы приобретете гораздо большее. Пусть на часок, но вернетесь в те времена, когда деревья были большими, а мир – еще неразведанным.