Фильм Нитрам развернётся в середине девяностых годов. Человек по имени Нитрам живёт вместе с родителями в изоляции. Однажды судьба разлучает его с единственным другом, и тогда одиночество и обида на весь мир провоцируют в нём невероятные вспышки гнева, приводящие к крайне трагическим последствиям. История пытается заглянуть за изнанку серии самых жестоких убийств в истории Австралии и пролить свет, что двигало человеком, который их совершил. На Каннском кинофестивале 2021 года фильм номинировался на Золотую пальмовую ветвь, а Калеб Лэндри Джонс получил награду за Лучшую мужскую роль.
Постановщиком этой триллер-драмы выступает Джастин Курзель (Кредо убийцы, Макбет), а сценарий написал Шон Грант. В продюсерах здесь также значится Ник Батзиас. За визуальный ряд здесь отвечает Джермейн МакМикинг, за монтаж Ник Фентон, а музыку к фильму написал Джед Курзель (Опасная роль Джин Сиберг, Оверлорд, Чужой: Завет).
Актёрский состав фильма возглавляет Калеб Лэндри Джонс (Форпост, Три билборда на границе Эббинга, Миссури, Сделано в Америке). Компанию ему здесь в главных ролях составляют Джуди Дэвис (Месть от кутюр, Невероятное путешествие мистера Спивета, Римские приключения), Энтони ЛаПалья (Проклятие Аннабель: Зарождение зла, 9,99 долларов), Шон Кинэн (На гребне) и другие артисты.
Дата премьеры в России должна состояться в кинотеатрах страны с двадцать четвёртого августа 2022. Прокатчиком на территории РФ выступает компания «Артхаус». Хронометраж заявлен почти в два часа и составляет сто двенадцать минут вместе с титрами.
Трагедия семьи Нитрама — это трагедия трех людей, каждый из которых заперт в своем отдельном несчастье, не умеющих установить связь друг с другом, да и не знающих, как это сделать.
Авторы не спекулируют на теме, а тщательно исследуют причины и психологические механизмы произошедшего, анализируют обстоятельства, и пытаются ответить на вопрос, почему защитные механизмы общества не сработали. Калеб Лэндри Джонс потрясающе убедительно играет социопата, которого никто не остановил.
Курзель не гоняется за сенсацией и не пытается шокировать зрителей. Самые страшные моменты остаются за кадром, слышны только выстрелы. Авторы стараются проследить путь Брайанта до массового убийства. Однозначно виновных найти не удаётся, но и невинных на экране нет. Всё сложнее.
Курзель взывает к сочувствию по отношению к центральному персонажу, несмотря на то что мы знаем, что это история хладнокровного убийцы. Это несколько неоднозначный ход.
Режиссер Джастин Курзель помещает главного героя картины «Нитрам» в несправедливо ощетинившийся и неприветливый мир. Длинноволосый мальчишка с чумазым лицом не желал родиться особенным, выбор за него сделали природа и стечение обстоятельств. Вот только расплачивается за этот выбор прежде всего он.
Одно из главных достоинств фильма - Калеб Лэндри Джонс ("Прочь"), которому досталась главная партия. Актеру удается играть на пересечении двух пограничных состояний, из-за чего его герой может спокойно стричь траву, а спустя пару секунд начать неистово долбить по газонокосилке, так как она перестала работать.
Курзель вместе со своим постоянным соавтором Шоном Грантом все-таки пытается разобраться, из чего выросла трагедия, реконструируя события, предшествующие расправе,— и неприкаянные мотания героя по микрорайону, и случайную гибель его странной подруги, и депрессию отца, опустившего руки после того, как его бизнес-план не сработал.
Жестокость молодого экстремиста – не бунт против семьи или общества. «Порой смотрю на себя, и даже не знаю, кто передо мной», – плачет впавший в уныние стрелок, изгой, одиночка, чудак, стоящий на берегу океана и мечтающий о будущем, которого нет.
В «Нитраме» Джастин Курзель и сценарист Шон Грант не смакуют саму трагедию, насилие остается за кадром. Авторы не ищут простых объяснений вроде: «это была психическая болезнь», «родители плохо воспитывали сына», «полиция была недостаточно бдительна» или «продажа оружия недостаточно контролируется». Виноватых нет, но виноваты все.
Стилистически «Нитрам» куда ближе к лоскутной «Подлинной истории банды Келли», чем к аскетичной режиссуре «Снежного города», но и тут хватает поражающих воображение неприятных эпизодов. Например, как Брайант лечит мучающегося от депрессии отца кулаками или в какой свинцовой тишине выстроена сцена после.