Понятно, что повзрослел Хеллбой не сам по себе, а вместе с режиссером дель Торо. Похоже, мексиканскому брухо порядком надоел имидж мрачного сказочника, который любит снимать про то, как умирают дети. Дель Торо остепенился, но не поскучнел — просто решил показать, что умеет снимать совсем иначе: бодро, весело и разноцветно. Кино, и правда, получилось светлым и радостным — чистая комедия, больше похожая на «Охотников за привидениями», чем, собственно, на комикс Майка Миньолоы.
Чем сиквел Хеллбоя выгоднее первой части? Тем, что желание увидеть продолжение намного сильнее, но, увы, Гильермо собрался снимать «Хоббита». Ох, Питер Джексон явно не ошибся с преемником. Более того — как бы после «Хоббита» зрители не начали требовать ремейка «Властелина колец»: мол, Петя, не обижайся, но нам кажется, что у этого типа получилось бы лучше. Поэтому, может, еще не поздно снять дель Торушку, дать ему ещё больше денег и заставить поставить «Хеллбоя Три». Да побыстрее.
В результате картина получилась более чем достойная. Мне она понравилась даже больше первого "Хеллбоя", уж на что первый тоже вполне неплохо смотрелся. Но в сиквеле дель Торо смог развернуться по полной, Хеллбой с Эби и Крауссом составили отличное трио, главный злодей получился личностью трагической, а не карикатурным "Распутиным", в результате чего - блеск, просто блеск! Хотелось бы надеяться на триквел, однако похоже, что у дель Торо до него руки дойдут не скоро - он вместо выбывшего Питера Джексона сел в режиссерское кресло "Хоббита". Но его мы тоже теперь ждем с большим нетерпением.
Красный чёрт с хвостом, вечной сигарой в зубах, самурайской прической и здоровенной каменной рукой — вроде бы не самый подходящий главный герой для успешной кино-франшизы. Однако в руках мексиканского волшебника Гильермо Дель Торо этот чёрт, он же Хеллбой, вот уже второй раз браво, хоть и с некоторым ворчанием, выходит победителем из любой битвы, в том числе и с кассовыми сборами. И во второй раз это всё так же здорово, как и в первый.
Забыв про пафос, Дель Торо в «Хеллбое 2» творит дивный новый мир, отсылающий то к «Людям в чёрном», то к «Охотникам за приведениями», то к замысловатым образом вывернутой бытовой европейской мистике, но вместе составляющий удивительно свежее единое целое, и целое это оказывается завораживающе красивым, замечательно смешным в одних местах, захватывающе динамичным в других и очень добрым в целом.
В целом, следует сказать, что фильм странным образом получился неуловимо похожим на бекмамбетовский «Особо опасен». Очень много трюков, беготни, взрывов и прикольной анимации. Сюжет – простой как три копейки, и сильно предсказуемый. Персонажи, за исключением Красного (это я), картонны и неразвиты. В общем, интересно будет для любителей жанра фэнтези-боевика и гражданина Перельмана. Хотя, если вспомнить монстриков – то наверное все же для всех. Очень уж хороши, мерзавцы.
Сам режиссер считал первого "Хеллбоя" детским фильмом; так вот, второй "Хеллбой" — это фильм для детей с синдромом гиперактивности. В фильме все прыгает, летает и норовит прогрызть экран и броситься на зрителя, мерзко хихикая. Монстры дель Торо — неважно, гигантский зеленый стручок, рассыпающийся посреди Манхэттена в мини-Центральный парк, или мелкие дичайшие зубные феи с акульим оскалом, — все они хороши тем, помимо своей бесконечной физиологичности, что не замыкаются в своем монстрячьем мирке, а периодически (во втором "Хеллбое" — с особым удовольствием) посматривают на зрительскую массу. Вкусную, полезную, жирную зрительскую массу.
Зрительская масса экстатически дает себя сожрать.
«Золотая армия» стала достойным продолжением, которое местами даже лучше оригинала. Дель Торо снова показал высокий класс, и теперь мы твердо уверены, что «Хоббит» — в надежных руках.
Дилогия могла бы послужить объектом глубокомысленного исследования, в первую очередь – для современных теологов и религиозных философов, ориентированных на христианскую традицию. Комиксы Майка Миньолы, но прежде всего – их экранизация, осуществлённая Гильермо Дель Торо, откровенно и без тени смущения узаконивают явления, которые, когда о них писал Фридрих Ницше, заставляли по инерции содрогаться западных интеллектуалов, не говоря уже про обывателей.