Фильм Горизонты: Часть 1 это первая часть американской эпической саги о Диком Западе, которая сюжетно охватит пятнадцать лет дружбы главных героев в историю великой эпохи перемен для Соединённых Штатов Америки. Герои взрослеют, преодолевают различные трудности, принимают важные решения, влюбляются, попадают в неприятности и выручают друг друга в поисках своего места в мире. Они формируют и пересматривают в угоду обстоятельств свои взгляды на мир, осознавая последствия за каждое своё важное действие, каждый выбор и учатся ответственности за них. Второй фильм дилогии планируется к выходу в августе 2024.
Сегодня, спустя 34 года после «Танцующего с волками», Костнер стал настоящей современной иконой жанра, хотя по-прежнему находятся люди, утверждающие, что он похоронил карьеру лет двадцать назад
При всех шероховатостях Костнер легко насыщает «Горизонты» зрелищными сценами, погружающими в исторический контекст. Но его главная режиссерская задача — показать завоевание Запада как один из формативных моментов в становлении американской нации, процесс болезненный (а для множества людей и сообществ — трагичный), но неизбежный и в конечном итоге прогрессивный.
Фильм вовсе не так сложен для восприятия: благодаря продуманной композиции и затейливому монтажу разрозненные эпизоды прихотливо связаны, а сюжетные линии внезапно сходятся в самых неожиданных местах. Правда, чтобы уследить за их развитием, от зрителя требуется повышенное внимание и хорошая память — вестерн идет 181 минуту.
Картина способна порадовать тех, кто грезит о фильмах, снятых по старинке, — основательных, слегка неповоротливых, с прямолинейным саундтреком, с четким высказыванием об историческом процессе. О развитии героев говорить рано, первый фильм пока лишь представил большинство из них. Можно сказать, что это знакомство хочется продолжить, но в формате сериала история смотрелась бы уместнее.
В «Горизонтах» Кевин Костнер возвращается на свой любимый форпост – в Америку времён Гражданской войны, на территорию вестерна, который для него как дом родной, а, следовательно, на чьё обустройство режиссёру никаких денег не жалко. Это его зона комфорта, которая вопреки всему на свете держится на знакомых архетипах и жанровых константах, а они, как известно, далеко не всем по нраву.
Кино неровное, иногда утомительное, подчеркнуто неторопливое и довольно сбивчивое. Как тут не вспомнить о важности недооцененного искусства монтажа. Но в его тяжеловесной поступи чувствуется такая мощь, о которой со времен «Танцующего с волками» мы и не вспоминали. Мощь размашистых старых баллад о покорении Запада, которые в какой-то момент просто перестали снимать. Переключившись на дешевые b-movies, наглый вестерн-ревизионизм и картины более камерного формата.
«Горизонты» наследуют именно этой, ныне почти забытой, традиции вестернов, изображающей завоевание Запада как важнейший этап становления нации, позволяющий американцам проявлять свои лучшие качества. Сценарий тасует несколько сюжетных линий, действие которых разворачивается на тех или иных пограничных территориях: например, в Вайоминге или Западном Канзасе.
«Горизонты: Часть 1» кажется худшей режиссерской работой Костнера, а это о многом говорит, учитывая, что в список постановок входит и «Почтальон». Но для любителей вестернов, людей определенного возраста, присутствие Кевина Костнера в главной роли будет приятным. Он никогда не был актером широкого диапазона, но всегда привлекателен - даже когда тормозит, как здесь, и остается мрачным. Только не возлагайте слишком больших надежд…
Кажется, он снимал не столько вестерн, сколько «Человеческую комедию» или новых «Унесенных ветром» — картину о взрослении Америки через пот, кровь и боль. Вот только для полноты картины, особенно снятой в наше время, ему не хватает «малого» — индейцев. Того самого коренного населения, у которого белые колониалисты отжимали землю фут за футом.
Учитывая задуманный формат, наверное, не стоит удивляться, что картина получилась, по сути, экспозицией, а основное действие начнется в следующих частях. Однако пунктирно обозначенные сюжетные линии и схематичные персонажи, ни с одним из которых, несмотря на имеющуюся в распоряжении режиссера уйму времени, так и не удается познакомиться поближе, превращают трехчасовой фильм в пилотный эпизод сериала, который не очень-то хочется смотреть дальше.
В рамках "Горизонтов" Костнер ведет диалог с самим собой: кто - "наши", а кто - "не наши" в войне с индейцами; что делать, если "наши" совершают преступление; ради чего жить и умирать; как выбрать сторону. Словом, вопросы, актуальные и для современного общества, поляризованного по всему миру. И отвечает: можно выбирать, но это ничего не изменит. Можно сражаться до последней капли крови за угодья, где твои предки охотились до начала времен, но тебя все равно сметёт гигантская волна переселенцев, которым некуда деваться.
Фрагментарно поданный сюжет больше напоминает сериал, но никак не полнометражный фильм. Три часа хронометража воспринимаются лишь как масштабный трейлер к основной истории, а финальная сцена из стремительно сменяющихся кадров в духе «смотрите в следующей серии» лишь подтверждает это.
Несмотря на внушительный хронометраж (более трех часов — непозволительная роскошь для сегодняшнего большого проката), Костнер-режиссер пользуется временем неудачно: сумбурное, беспорядочное метание между линиями не позволяет не просто привязаться к героям, но и понять, кто кем и кому приходится, чего хочет и, банально, как кого зовут. При этом драматизма Костнер не гнушается, сходу разбрасываясь громкими словами и преисполненными слез эпизодами