В фильме Форсаж 4 Вин Дизель и Пол Уокер вновь в одном кадре. Они возвращаются на улицы Лос-Анджелеса, туда, где всё начиналось, и вместе с Мишель Родригез и Йорданой Брюстер садятся за руль тюнинговых экзотических автомобилей, чтобы промчаться от Лос-Анджелеса до мексиканской пустыни. По сюжету Форсажа 4 Дом Торетто и Брайан О'Коннор оставляют былые распри и объединяются для победы над общим врагом. Они грабят дальнобойщиков, пересекают границы, но в конце концов понимают, что лучший способ победить - это выжать максимум за рулём своего автомобиля.
«Форсажу» по жанру положено, чтобы в основном всё рычало, блестело и куда-то неслось. С этих позиций режиссер Лин справляется на поворотах куда ловчее, чем в прошлый раз. Открывающая фильм сцена с бензовозом и вовсе достойна внесения в какой-нибудь список классических автомобильных погонь. В целом тут правит бал упоительное бесстыдство, этакая ожившая фантазия пятнадцатилетнего мальчишки — в те моменты, когда крутые мужики не гоняют на крутых тачках, в кадре почти обязательно найдутся какие-то не очень одетые женские формы, сладко извивающиеся под мексиканский хип-хоп или трущиеся друг об друга. Так что будущее «Форсажа» практически предрешено. Сочетание «Дизель + машинки» опять сработало.
Распознать формулу, благодаря которой и первый и нынешний «Форсажи» завоевывают любовь, страшно непросто. Когда в ушах нескончаемо жужжит мотор, а перед глазами проносятся семидесятнические масклкары про кино забываешь легко и с удовольствием, а уж выходя из зала задумываться над тем, были ли тут характеры и свежие постановочные ходы вообще невозможно. Но тем не менее, да, были. Секрет тут, видимо, в том, что сделавший четвертую часть Джастин Лин и будто бы вовсе не задумывается над ракурсами, продакт-плейсментом и прочими сугубо художественными вопросами. Он живет и дышит за камерой, как Дизель в кадре. И конечно, можно долго рассуждать о вторичности нового фильма по отношению к первому или общей бездуховности, неуместной в нынешние непростые времена. Но лучше не старайтесь, потому что тот момент, когда вы соберетесь это сделать, насильно вытянутый наружу внутренний подросток, разинув, рот будет подвывать реву моторов. Вжжжж!
Новый «Форсаж» сам сконструирован как легендарный и стильный, начиненный неистовым мотором автомобиль. Подсвеченные снизу, блестящие металлом тачки, округлые попки и гладкие животики вертящихся поблизости девиц, зашкаливающие спидометры, визг покрышек и лязг разбивающихся машин приправлены эффектным саундтреком, заставляющим кровь бурлить. Команда из первого «Форсажа» задает джазу с прежней мощностью, работая как двигатель внутреннего сгорания – слаженно и четко. Лишившись приставок «the» к неизменному «fast» и «furious», слегка подрастеряв в конкретности и новизне ощущений, «Форсаж 4» оказался всё же не таким высокооктановым, как первая картина. Но к финишу по прошествии лет эти фильмы должны придти бампер-к-бамперу, оставив далеко позади в клубах пыли десятки подражателей. Если жизнь – движение, драйв ей необходим как топливо, а четвертая часть «Форсажа» наполнена правильным содержимым. Следите за тем, что в баках – и вас не догонят!
Чтобы подстраховать дизелевскую харизму закисью азота, на "Форсаж 4" позвали Джастина Лина, постановщика "Токийского дрифта" — единственной ленты из всей франшизы, ставшей культовой среди рейсеров. Потому что Лин — именно тот человек, который может сделать нужное ВЖЖЖЖЖ, состоящее из нелегальных уличных автогонок, гонки в громадном самодельном подземном туннеле между Мексикой и Калифорнией и сцены похищения бензовоза. И парень не подвел: все будет мелькать, рычать и жужжать, закись азота польется в бак на финишной прямой, спидометр будет показывать запредельные в городском потоке 160 (миль в час, разумеется), а лучшая в фильме сцена — самая первая, с угоном бензовоза, вообще, скорее всего, войдет в киноучебники, так что не опаздывайте.
«Форсаж» - в первую очередь, красивый (но бессмысленный?) экшн. Создатели четвертой части немало поработали над тем, чтобы впечатлить своих зрителей. Они привнесли в нее практически все возможные трюки. Женская акробатика на большой скорости? Пожалуйста! Невероятные маневры автомобиля, пассажиры которого спасаются от летящей на них фуры? Легко! Однако четвертая часть киносериала, в отличие от предыдущих, наиболее лирична. В «Форсаже 4» присутствует несколько излишняя сентиментальность. Она вступает в противоречие с образами «крутых» парней, которые, по традиции, не плачут, и с музыкальным оформлением фильма. Хотя вряд ли это сможет расстроить истинных поклонников киносериала. Тем же, кто не входит в их число, будет все равно, с каким настроением великовозрастные обалдуи носятся на большой скорости по американским и мексиканским дорогам.
Возвращение в брошенный когда-то сериал (в предыдущем выпуске которого главные роли исполняли уже практически хомячки) выглядело бы актом суперменского отчаяния — будь оно обставлено чуть более стыдливо. Но новый «Форсаж», к счастью, сделан без тени стыда. Сюжет практически тот же, что и во второй серии (заметим в скобках: Родригес, улетающая в кювет на 10-й минуте, — это, конечно, форменное свинство), притом склеено все из сплошных фетишистских проездов камерой вдоль капотов, бамперов, чьих-то радостно виляющих задниц, пупков, с обязательным выходом на силуэт облокотившегося на что-нибудь Дизеля.
«Форсаж 4» производит эффект как при возвращении куда-либо родное после очень долгого отсутствия: вдыхаешь тот самый воздух, чуешь тот самый запах, глаза пожирают те самые места, любую мелочь, в мозг врывается рой приятных полузабытых воспоминаний, и всё кажется таким знакомым, однако… что-то не так, уже не то. К счастью, пока это чувство не так остро, а невозмутимый Вин Дизель в кадре жмёт на газ и едва вздрагивает при пулевом ранении. А значит, ещё не вечер.
Четвертый «Форсаж» немногим отличается от предыдущих частей цикла, начатого когда-то Робом Коэном, теперь уже практически ветераном голливудского жанрового кино. Та же хитровато-плутовская беличья мордашка Вина Дизеля, тот же хип-хоп, такие же полуголые девицы, соперничающие в округлости и упругости форм с 240-ми «ниссанами», те же бесконечные автогонки с большими взрывами и нитрометановыми ожогами почвы. Однако вместе с мальчиками в кино ходят еще и девочки, приданные кавалерам в качестве второй половины, а девочки в большинстве своем не слишком-то охочи до однообразных нитрометановых погонь. Поэтому авторы четвертого «Форсажа» решили включить в дело побольше любовных линий и сопутствующих нежных чувств.
В картинах подобного рода главное, чтобы разговоры между погонями и более похожими на рекламные ролики усовершенствованиями машин несильно раздражали. Чего в картине Джастина Ли не происходит. С каждым новым разговором и поворотом сюжета хочется, чтобы кто-то наконец-то ударил Вина Дизеля или хотя бы Пола Уокера. Эта парочка "хороший-плохой полицейский" вместо того, чтобы доказывать свое право на существование за рулем, почему-то таскаются по городу чуть ли не пешком. О'Коннер испытывает угрызения совести в связи с тем, что теперь он «по ту сторону баррикад», Торетто страдает из-за своей потери и говорит только о мести, при этом сидя у своей сестры и потягивая пиво. А его действия – набил морду, узнал следующее имя - имеют к машинам весьма условное отношение (он избивает механиков и водителей). Когда речь заходит о гонках – то тут и вправду «Форсажу 4» равных нет.
Все на своих местах, никаких неожиданностей: ни веселой психоделии «Спиди-гонщика», ни застегнутой на все пуговицы строгости «Перевозчиков», ни, уж конечно, клоунады бессоновских «Такси». Но если вас хотя бы немного интересует впрыск топлива (или чего угодно) — смотреть кино надо во что бы то ни стало.
Основное действие «Форсажа 4» могло быть, говоря по чести, более оригинальным. Радость от воссоединения прежней исполнительской команды и, в принципе, держащая в напряжении интрига, зиждущаяся на тайне личности теневого наркобарона, всё же не перевешивают вполне очевидных недостатков картины. В первую очередь, вопреки всем заверениям, Лину не удалось воспроизвести переданного Робом Коэном мощного психологического противостояния Торетто и О’Коннера, разрывавшихся между взаимной симпатией и разным пониманием человеческого и гражданского долга. Ещё можно смириться, скажем, с упрощением характера, допущенным Полом Уокером, – но зачем было так выхолащивать мотив личных отношений Брайана с Мией, сестрой Доминика? Да и в целом действо заметно смещается в сторону типичного, хотя и созданного на высоком техническом и приемлемом художественном уровне, боевика, вызывая в памяти серию схожих жанровых образчиков про блюстителей закона под прикрытием.
Нет, гонки тут весьма крутые, машины сверкают, моторы ревут, «нас не догонят», все, как любят стритрейсеры. И тюнинг у тачек впечатляет даже того, кто не сильно-то и «в теме». Ко всему остальному есть масса вопросов. К сожалению, интрига «так кто же этот злодей» проницательным зрителем прочитывается задолго до того, как это поймут главные герои, что лишает картину дополнительного напряжения. Кроме того, для фильма-действия тут слишком много лишних в этом жанре разговоров, лирики и прочего балласта, который только мешает удержать темп на должном уровне. Высказывать какие-то серьезные претензии к режиссуре вроде бы ни к чему, такие фильмы и должны быть как можно проще, но зачем тогда вся эта драматургия, похожая на пятое колесо — непонятно. А так — все вроде бы на месте, броня крепка и тачки наши быстры. Но от этого все равно не легче.