«Добро пожаловать в Лэйквью» - тот редкий случай, когда картина, не имеющая, в общем, никаких особенностей и свежих идей, вызывает довольно сильные эмоции и после просмотра оставляет множественные и приятные ощущения.Тонкий драматург ЛаБьют сумел сохранить напряжение классического триллера в лучших традициях Хичкока, при этом добавив в него острую социальную подоплеки. Картина Нила ЛаБьюта – это, прежде всего очень крепкий и умный триллер с редким для нынешних фильмов саспеном в лучших традициях Хичкока.
Фильм Нила ЛаБьюта, очевидно, надо воспринимать как знак того, что в Америке перестали бояться обидеть негра: если чернокожий может запросто стать президентом, то почему бы ему не стать и фашистом, тем более что паранойя, как и преступность, не имеет национальности. Белым, впрочем, тоже дается шанс — Патрик Уилсон, который раньше играл тихих первертов, тут действует не только в рамках закона, но и «по понятиям». На тысячу отменно ядовитых шуток соседа этот спокойный офисный червь, украдкой курящий травку, отвечает кратким, но весомым «fuck you». Сам ЛаБьют тоже полностью реабилитирует себя после провального «Плетеного человека»: довольно камерная история «Лэйквью» прекрасна не только вписанной в фикшн стихией, но и отсутствием назойливого моралите. Упрек тут может быть только один — у героя Джексона как бы нечетко прописаны мотивации. Но знаете, у Гитлера с мотивациями тоже было не очен
«Лэйквью» напоминает немудреные, но крепкие триллеры начала 90-х вроде «Незаконного вторжения» — о том, как интеллигентный терпила (в идеале — Джеймс Спейдер), столкнувшись с более сильным и агрессивным представителем своего вида, постепенно теряет интеллигентность. Здесь, правда, мужской конфликт — любимый конек режиссера ЛаБьюта начиная с дебютной «В компании мужчин» — уравновешен и даже чуть смещен в сторону нападающего: подлинный герой фильма не столько, конечно, скучный Уилсон, сколько Джексон с его довольно уголовной харизмой.
В пересказе фабулы, как видно, фильм имеет невыразимо скучный сюжет. Так что же его делает выдающимся? Тут и начинается интересное, благодаря чему фильм вполне претендует на родство с легендарной психодрамой Избавление. Перво-наперво надо отметить целенаправленное движение сюжета – медленно и верно авторы прописывают своеобразную кардиограмму, по которой читается, как зреет в среде милых людей нетерпимость. Сюжет правдоподобно разыгран актёрами и, прежде всего, Сэмюэлем Л. Джексоном, который, пожалуй, является обладателем самой брутальной харизмы в афроамериканском киномире. Ещё в шедевре Криминальное чтиво монологи гангстера Джулса в исполнении Джексона отличались устрашающей убедительностью. В этом фильме актёр превосходит себя.
Неудивительно, что американские критики увидели в фильме попытку поговорить о расовых проблемах, и обиделись, что попытка оказалась неудачной — автор к концу "Лэйквью" совершенно ушел от этой темы. Потому что на самом деле он все время говорил совершенно о другом. Бесконечно опасный, отвратительный, обаятельный, как ротвейлер-трехлетка, Абель просто учит слабых людей быть сильными. Беспомощный и неуверенный в себе Крис, для которого самый крутой наркотик — травяная сигарета, просто учится жить в суровом мире. Чем ближе к концу фильма, тем ближе пожары, тем труднее дышать, тем злее становятся соседские шалости, тем больше Калифорния напоминает ад. И, в общем, весь фильм оказывается не вывернутой наизнанку историей с Родни Кингом, а скорее экранизацией стишка Василия Ломакина: "Кричал, умирая, заяц: не хочу в адец, хочу в раец". Хочешь в раец — будь мужчиной, возьми пистолет. Не хочешь в адец — не переезжай в Калифорнию.
Личностный конфликт доведён в ленте до края, предельно драматизирован. Заслуга актёров, и в первую очередь – именно Джексона, заключается в том, что экранные события не теряют убедительности, по-человечески понятны и объяснимы, а авторский посыл не кажется искусственно навязанным. Однако ЛаБьют не удержался от хлёсткого символического жеста, заревом надвигающегося пожара предостерегая людей от разжигания в себе чувства ненависти к другим, начиная с соседа. Если судить по результатам проката, зрители отнеслись к его предупреждению внимательно.