В фильме Пираньи 3D на дне озера Виктория случилось землятрясение, в результате которого высвободились сотни тысяч доисторических пираний. Как раз в это время 20 тысяч подростков решили отметить праздник начала лета в прибрежном городке. Местный шериф тщетно пытается остановить разгулявшуюся молодёжь, но многие осознают опасность происходящего лишь оказавшись в центре стаи голодных хищников.
В опасную гавань съезжаются все части «Американского пирога», устраивая масштабный «Шаг вперёд». С ними приезжает веселый режиссёр «для взрослых» с мудрыми актрисами. Для минимального конфликта — стеснительный главный герой, отвлекающийся от лайма на пубертатные волнения и круглосуточную работу няньки. Тема сисек раскрывается в промышленных масштабах, затем перерастает в длительное любование плавающими нимфами (в триде!), а рыбы юрского периода где-то там, изредка что-то мутят. И когда уже кажется, что, эта, попутали сеансы, Ажа выключает озабоченный максимализм и срывается с тормозов. Со впечатляющим задором он разворачивает эпическую «силиконовую» массякру, ради которой всё и задумывалось. Сотни американских подростков плюют на предупреждение шерифа, за что платятся оторванными конечностями, борьбой за спасательный круг и прочими радостями скотобойни. Джо Данте и представить подобное не смог бы.
«Пираньи 3D» – это, пожалуй, лучшая кинопародия последних лет и одновременно финальный аккорд для целого этапа в развитии жанра. Важно понимать, что Ажа в значительной мере расправляется с им самим придуманными штампами, и такую самоиронию у мастеров ужаса встретишь нечасто. Однако буквально на днях стало известно, что эту удачную шутку уже решено поставить на конвейер – сиквел фильма уже запущен в производство. Впрочем, учитывая, что режиссером вновь выступит Александр Ажа, нам остается только повторить за его героями: «Так что же? Это были только мальки?!». «Пираньи 3D» Александра Ажа – лучшая и самая кровавая пародия на хорроры с участием звезд 80-х и конкурсом мокрых маек в бескомпромиссном 3D.
Поразительное дело: ностальгический стиль повествования в обертке стерео-изображения берет за душу едва ли не сильнее, чем встреча киноветеранов в "Неудержимых". Кто бы мог подумать, с каким умилением будет смотреться сегодня кино, снятое по лекалам "Челюстей" и им подобных! "Пираньи" - кино незамысловатое, выстроенное на рефлексах и не ставящее задач сложнее, чем возбудить или напугать. Но местами фильм Александра Ажа умудряется выглядеть умнее и обаятельнее жанра, в котором работает.
Как ни крути, у Аджи получилось предельное честное кино: кровавое и красивое в своей кровавости, но всячески отвергающее фатальные попытки относиться к себе чересчур серьёзно. На любой упрёк в нереалистичности или алогичности (последнего, кстати, в фильме на удивление мало) режиссёр может ответить лаконичным и истеричным кадром плавающего в воде члена Джерри О'Коннела, а короткие, но яркие камео Ричарда Дрейфуса и Элайи Рота показывают, что Аджа не только уважает классику жанра, но и в среде таких же чокнутых трэшеделов пользуется искренним респектом.
«Пираньи 3D» нельзя назвать полноправным римейком. Скорее, это перифраз и признание в любви к кино 70-80-х, когда были отброшены все приличия, на экраны повылезали маньяки, монстры разных мастей и обнаженные тела, а каждый метр пленки был залит бутафорской кровью. Вместе с тем Александр Ажа по-своему обыграл все жанровые шаблоны и сюжетные линии оригинала. Мы увидели переработанные по-новому сцены, насладились небывалым драйвом и женскими прелестями, посмеялись над выходками режиссера и, кажется, остались довольны увиденным. Теперь остается дождаться сиквела, чтобы вновь убедиться в том, что 3D создано не для «Аватара», а для треша и красивых форм фотомоделей. Пока же Ажа думает, присоединяться ему к команде во второй раз или нет, всем срочно бежать в кинотеатры и наслаждаться бессмысленным, но безумно красивым зрелищем.
Александр Ажа, француз и обладатель внешности католического святого, было, притупивший зрительскую бдительность вялым мистическим хоррором "Зеркала", вернулся с триумфальной, а главное дословной экранизацией словосочетания "на корм рыбам", которая теперь, по всей видимости, займет место главной работы в его фильмографии. Размалывая своих статистов в требуху с веселой и равнодушной изобретательностью смерти из "Пункта назначения", он сам не знает удержу как проголодавшаяся на унылой диете из римейков кинематографическая пиранья.
Желание автора вернуться в эпоху, когда не требовалось за подобное непотребство оправдываться, обитает здесь в каждом кадре, в каждой шутке, в каждой надкушенной ягодице. На экране это пытается символизировать старая гвардия в лице Элизабет Шу и Кристофера Ллойда; вне его — восторженный зритель. Как оказалось, по предсмертному писку глупых полуголых девиц могут проголодаться не только хищные рыбы, но и аудитория.
Cудя по нарезке, показанной на фестивале «Комикон», все не только закончится, но и начнется обычной для Ажа мясорубкой. Пятиминутная сцена кровавого беспредела на озере впечатляет: Ажа, как всегда, не признает границ и не знает меры. И ладно бы только рыбы-зубастики. Создатель «Высокого напряжения» с такой невероятной изобретательностью расправляется с толпой веселящейся на озере молодежи, что становится ясно: на «Пиранью» могут идти лишь самые стойкие. Ни женщин, ни детей, ни попкорна.
Новый трехмерный киноаттракцион "Пираньи 3D" не слишком убеждает, что кинематографу жизненно необходимы три измерения, зато наглядно свидетельствует, что двухмерную классику забывать нельзя. Эта старомодная неопытность и наивность, пожалуй, единственное, чего может слегка не хватать зрителям старшего возраста при просмотре "Пираний 3D", в которых на каждом шагу чувствуется переполняющая режиссера радость от того, что теперь, 30 лет спустя, можно практически все, о чем раньше было страшно подумать,— и в технологическом плане, и в морально-этическом.
«Пиранья» прекрасно работает как распоясавшийся людоедский аттракцион, на котором не столько страшно, сколько одновременно немного противно и ужасно смешно. Но те случайные включения сильного, красивого и могучего ужастика, что мог бы получиться у Александра Ажа при тех же самых вводных, не дают отмахнуться от мысли, что куда интереснее было бы посмотреть именно его, а не эти полтора часа ярко-красных клокочущих пузырей.
Если оценивать этот фильм по пятибалльной шкале, придется долго выбирать между двойкой за тупость и пятеркой за черный юмор. Хотелось бы, чтобы тупости даже в столь непритязательных страшилках было поменьше. Зачастую действие притягивается за уши ради какого-нибудь особо кровавого трюка или хохмы, что не всегда кстати. Что же касается сисек, черного юмора и нового дизайна пираний, то придраться вроде бы как не к чему. Так что новая кровавая комедия полностью оправдывает свой рекламный слоган — «Секс, море и кровища».
Александр Ажа вновь, как и в случае с модернизацией картины Уэса Крэйвена о каннибалах, досадно теряет чувство меры. Дело не только в запредельно пошлом фрагменте, когда пиранья с отвращением выплёвывает часть тела Джонса (надо полагать, искусственную), о которой тот особо сокрушался. Пиршество зловещих рыб, скрывающих ещё более страшную тайну вплоть до шокирующего заключительного кадра, отдаёт нехорошим привкусом, обнаруживая стремление режиссёра не напугать публику, а вызвать у зрителей омерзение, тем более неизбежное в формате 3D.